Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote in historyfakts,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov
historyfakts

Categories:

Почём художественное слово?

Наткнулся в Сети на любопытную таблицу писательских гонораров в дореволюционной России (составитель мне неизвестен). Сумма указана в рублях за так называемый печатный лист. Сейчас это - 40 000 знаков вместе с пробелами (около 20 машинописных страниц), раньше, кажется, он был чуть поменьше - ок. 30 000 знаков. В общем, размер "среднего" рассказа - не короткого и не длинного.


Абсолютные лидеры второй половины XIX в., как и ожидалось, - Л.Толстой, Тургенев, Достоевский, Лесков (как видим, рынок оценивал качество литературы достаточно справедливо, с небольшой поправкой на моду).
Видно также, что писатели "второго и третьего ряда", в общем, тоже не бедствовали. Для сравнения: в 1896 г. среднегодовая зарплата рабочих механических и машиностроительных заводов Петербургской губернии составляла 362 руб., равняясь жалованью командира роты (366 руб.) и превосходя жалованье младшего офицера-подпоручика (294 руб). http://www.adjudant.ru/officer/05.htm
То есть, потратив месяц на написание одного-двух рассказов, можно было получить годовой оклад младшего офицера или рабочего. А "толстый" роман приносил уже значительные по тем временам деньги. Известно, что Гаршин под конец жизни думал писать исторический роман о Петре I, а на гонорар купить себе дом.

Жаль только, что в таблице не указан источник столь подробных сведений. Непонятно отсутствие в списке 1850-1860-х гг. А.Дружинина, который был никак не менее популярен, чем Писемский с Григоровичем. Для проверки привожу несколько цитат, характеризующих положение ведущих русских писателей в начале ХХ в.

Начнем с Чехова. Посылая свое первое "серьёзное" произведение - повесть "Степь" - в редакцию "Северного вестника", Антон Павлович затребовал 200 руб. за лист и получил ответ одного из создателей журнала Плещеева:
«Редакция вся к Вам относится наилучшим образом и просит Вас без церемоний заявлять Ваше желание насчет гонорара... Если эта цена [запрошенные Чеховым 200 рублей] кажется Вам недостаточной, просите прямо, что Вы желаете. Я уверен, что Вы в самом скором времени будете получать по 300 р. и что в будущем этим не ограничится».
И точно, в 1899 г. М.Горький пишет Е.Пешковой о Чехове:
"Неделя" платит ему 500, а Маркс (издатель А.Маркс) за каждый напечатанный лист дает еще 200. Так не платили даже Толстому (явное расхождение с данными таблицы). Но Чехов стоит и большего".
И опять - исключительно верное предвидение.В январе 1904 года газета «Новости дня» сообщала: «Книгоиздательство «Знание» предложило А.П.Чехову за напечатание "Вишневого сада" 5 000 рублей - по 1 1/2 тысячи рублей за лист. Гонорар - небывалый в России". Опять расхождение с таблицей.

Следует добавить, что сам Горький был одним из заправил книгоиздательства "Знание" и в качестве такового самому себе платил 1000-1200 руб. за лист. Впрочем, и других писателей не обижал, хотя никогда не возвышал их гонорары до своих.
Ив.Бунин свидетельствует:
"Знание" сильно повысило писательские гонорары. Мы получали в "Сборниках Знания" кто по 300, кто по 400, а кто и по 500 рублей с листа, он (Горький) - 1000 рублей: большие деньги он всегда любил".

Встречал еще такие данные, что после Горького писательский ранжир выглядел следующим образом:
Леонид Андреев - 800-1000 руб.
Куприн - 600-800 руб.
Бунин - 400-600 руб.
Однако подтвердить ссылками не могу.
В целом можно сказать только одно: сказочная эпоха, когда издатели и редакторы готовы были платить наивысшие гонорары не за развлекательную литературу!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments