anna_bpguide (anna_bpguide) wrote in historyfakts,
anna_bpguide
anna_bpguide
historyfakts

Categories:

Самое старое метро Европы

Оригинал взят у anna_bpguide в Самое старое метро Европы

Нравится мне эта фотография. Из-под колоннады Монумента Тысячелетия на Площади Героев выныривает вагон Будапештской подземки.

Фото: http://hu.wikipedia.org/wiki/Millenniumi_Földalatti_Vasút

Время действия – самое начало ХХ века. В 1896 году венгры отмечали тысячелетний юбилей Обретения родины, то есть прихода мадьяр на берега Дуная. Праздновали от души и не жалея средств, тем более, что последние десятилетия ХIХ века для Австро-Венгерской империи – настоящее «время тучных коров»: и силы есть, и деньги, и вера в Прогресс и Цивилизацию.

И Монумент со статуями великих венгров, и подземка открыты к юбилею, на радость горожанам. 

Сейчас поезда первой линии метро и дальше, к Сечени и улице Мексики, идут под землей. А тогда сразу за площадью выходили на поверхность и уже по земле шли сначала к Зоопарку, а потом к купальням, называвшимся еще просто Артезианскими, а с 1913 года получившим имя графа Сечени.

На фото туман и голые деревья. Зима. Снято с обратной стороны колоннады, из Варошлигета. Метро-поезд из одного вагона как раз сворачивает к Зоопарку. У него весь маршрут такой: не от завода к заводу, и даже не от вокзала к вокзалу, а: дорогой район возле Дуная, Опера, парк, зоопарк, купальни. Не от нужды – для удовольствия.

Вход на станцию 1 линии на Vörösmarty tér (конечная):

Фото: Максим Гурбатов http://kniga-bukv.livejournal.com/

И, конечно, первая линия – это не «метро». На Vaci ut спросила у прохожего, где здесь ближайшая странция метро, а он задумался: все они далеко вроде, разве что – фёльдалатти? Földalatti, Millenniumi Földalatti Vasút – это и есть первая линия, Юбилейная Подземная Железная дорога. Слово «метро» еще не было в ходу, когда она открылась, и как в Лондоне не метро, а Undergrownd, так и в Будапеште желтая линия – не метро, а Földalatti («земля-под»: в венгерском не предлоги, а послелоги).

Дизайн Belle Epoque: уже металл, но еще капители, уже клепка, но еще листья аканфа, как со времен античности положено:

Фото: Максим Гурбатов http://kniga-bukv.livejournal.com/

Это действительно второй после Лондонского метрополитен в мире или – кажется, так звучит еще солиднее – первый на Европейском континенте.

Update:
в журнале уважаемого gizgaz, где бездна информации о старом Будапеште, нашла такую фотографию. Это как раз 1896 год, площадь Октогон и слева - вход в подземку. Как сундучок ))))

Приезжайте – покажу и расскажу.

Пишите в комментарии или на адрес

anna.chay@yandex.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment